Справка по результатам обобщения практики: актуальные вопросы применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утверждено Президиумом Арбитражного суда Северо-Кавказского округа 30.05.2016

Дата: 
15.08.2016
 
СПРАВКА
 ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБОБЩЕНИЯ ПРАКТИКИ:
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
 
Настоящее обобщение проведено в соответствии с пунктом 2.7 Плана работы Арбитражного суда Северо-Кавказского округа на первое полугодие 2016 года.
         В процессе обобщения проанализированы материалы по делам, связанным с применением норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и отнесенным к специализации первого судебного состава.
 
1. По какой норме (статья 6.3 или часть 1 статьи 14.4) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях надлежит квалифицировать оказание услуг населению с нарушением санитарных правил и санитарно-эпидемиологических требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52‑ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»?
Анализ действующего законодательства и судебной практики
Часть 1 статьи 14.4 КоАП в редакции, вступившей в силу с 19.01.2012, устанавливает ответственность за продажу товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 «Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ.
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет административную ответственность по статье 6.3 КоАП РФ (в редакции, вступившей в силу с 19.01.2012).
В практике правоприменения сложился подход к решению указанной проблемы, в соответствии с которым обязательным элементом объективной стороны правонарушения по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ является факт продажи товаров, выполнения работ либо оказания населению услуг, т. е. непосредственным объектом правонарушения выступают права (интересы) потребителя. В противном случае лицо подлежит ответственности по статье 6.3 КоАП РФ. Обоснование подобного подхода строится на том, что часть 1 статьи 14.4 КоАП РФ является специальной нормой права по отношению к статье 6.3 КоАП РФ (постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2015 по делу № А53-17385/2015, от 28.11.2013 по делу № А53‑16405/2013).
 В экспертном сообществе существует точка зрения, согласно которой в данном случае присутствует идеальная совокупность, поэтому правонарушение надлежит квалифицировать одновременно по части 1 статьи 14.4 и статье 6.3 КоАП РФ[1].
Выработанный правовой подход
Оказание услуг населению с нарушением санитарных правил и санитарно-эпидемиологических требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» надлежит квалифицировать по части 1 статьи 14.4 КоАП РФ.
Правовое обоснование
Объективную сторону составов правонарушений по статье 6.3 и части 1 статьи 14.4 КоАП РФ образуют нарушения санитарных правил. При этом часть 1 статьи 14.4 КоАП РФ устанавливает более строгое наказание, поскольку непосредственным объектом правонарушения по ней выступают права (интересы) потребителей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, является, в частности, оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов. Следовательно, для квалификации события правонарушения по данной норме необходимо установить нарушение санитарных правил в ходе оказания услуг населению.
По статье 6.3 КоАП РФ нарушение санитарных правил не связано с нарушением прав и законных интересов потребителей.
В тех случаях, когда административная ответственность за нарушение санитарных правил и норм помимо общих норм, содержащихся в статье 6.3 КоАП РФ, установлена другими статьями данного Кодекса, действия лица подлежат квалификации по специальной норме.
Часть 1 статьи 14.4 КоАП РФ является специальной нормой права по отношению к статье 6.3 КоАП РФ.
Такой подход соответствует общему принципу дифференциации наказания и установления более строгого наказания за правонарушение большей опасности, повлекшее (способное непосредственным образом повлечь) нарушение прав конкретных лиц на оказание услуг, соответствующих требованиям нормативных правовых актов. Если нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий не было сопряжено с оказанием услуг населению, действия виновного надлежит квалифицировать по статье 6.3 КоАП РФ.
2. По какой статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях надлежит квалифицировать осуществление фармацевтической деятельности с нарушением правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами, если такое нарушение одновременно является нарушением лицензионных требований, предъявляемых к фармацевтической деятельности?
Анализ действующего законодательства и судебной практики
Статьей 52 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон об обращении лекарственных средств) установлено, что фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями, расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Порядок розничной торговли лекарственными препаратами закреплен в статье 55 Закона об обращении лекарственных средств, оптовой торговли лекарственными средствами – в статьях 53 и 54 данного Закона.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон о лицензировании) лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
В примечании к статье 14.1 КоАП РФ указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно части 11 статьи 19 Закона о лицензировании исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В силу пункта 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 № 1081 (далее – Положение о лицензировании фармацевтической деятельности), под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «а» – «з» пункта 5 данного Положения, в частности:
…в) соблюдение лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами:
для медицинского применения, – требований статей 53 и 54 Закона об обращении лекарственных средств, правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и установленных предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
для ветеринарного применения, – требований статей 53 и 54 Закона об обращении лекарственных средств и правил оптовой торговли лекарственными средствами для ветеринарного применения;
г) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения:
аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, – правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Закона об обращении лекарственных средств и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
медицинскими организациями, обособленными подразделениями медицинских организаций, – правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения медицинскими организациями и обособленными подразделениями медицинских организаций;
д) соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для ветеринарного применения (ветеринарная аптечная организация, ветеринарная организация, имеющая лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, индивидуальный предприниматель, имеющий лицензию на осуществление фармацевтической деятельности), правил отпуска лекарственных препаратов для ветеринарного применения, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества;
ж) соблюдение требований статьи 57 Закона об обращении лекарственных средств;
з) соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение:
лекарственных средств для медицинского применения, – правил хранения лекарственных средств для медицинского применения;
лекарственных средств для ветеринарного применения, – правил хранения лекарственных средств для ветеринарного применения.
Надо полагать, что неуказание в пункте 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности на обязательное установление наличия у грубых нарушений тех признаков, которые перечислены в части 11 статьи 19 Закона о лицензировании, свидетельствует о том, что такие признаки уже учтены при отнесении данных нарушений к грубым.
С 01.01.2014 Федеральным законом от 25.11.2013 № 317-ФЗ                «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 317-ФЗ) введена в действие статья 14.4.2 «Нарушение законодательства об обращении лекарственных средств» КоАП РФ. Частью 1 данной статьи определена административная ответственность за нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами.
В правоприменительной практике сложились различные подходы к решению указанной проблемы.
Первый подход заключается в том, что фармацевтическая деятельность с нарушением правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами образует состав правонарушения по части 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.03.2015 по делу № А63‑5803/2014, от 12.08.2015 по делу № А63‑2554/2015, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2016 по делу № А53-31913/2015, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 02.09.2015 № Ф09-6635/2015 по делу № А76-7460/2015, постановления Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.10.2014 по делу № А10-704/2014, от 22.09.2014 по делу № А10-701/2014, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.08.2015 по делу № А55‑26704/2014, постановления Саратовского областного суда от 06.11.2015 по делу № 4А-672/2015, от 27.11.2015 по делу № 4А-752/2015, постановление Президиума Верховного Суда Республики Марий Эл от 06.02.2015 по делу № 44-У-1/2015).
Обоснование данного подхода строится на пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»: в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями рассматриваемого Кодекса, действия лица подлежат квалификации по специальной норме. При этом часть 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ является специальной по отношению к общей норме части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Существует и другая позиция.
Статья 14.4.2 КоАП РФ является специальной по отношению не к статье 14.1, а к статье 14.4 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 КоАП РФ.
Общество осуществляет фармацевтическую деятельность с грубым нарушением лицензионных требований (отпуск препарата «Нурофен Плюс» без рецепта нарушает подпункт «г» пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности), что образует состав правонарушения по части 4 статьей 14.1 КоАП РФ (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2016 по делу № А53-31440/2015).
Выработанный правовой подход
Осуществление фармацевтической деятельности с нарушением правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами образует состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ.
Правовое обоснование
Правонарушения, предусмотренные частью 4 статьи 14.1 и статьи 14.4.2 КоАП РФ, находятся в одной главе «Правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций», однако объекты правонарушений различны: в первом случае – это общественные отношения в области лицензирования, а во втором – это общественные отношения в области обращения лекарственных средств.
При квалификации правонарушения следует исходить из того, что является непосредственным объектом посягательства.
В силу пункта 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»: в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями рассматриваемого Кодекса, действия лица подлежат квалификации по специальной норме.
Статья 14.4.2 КоАП РФ является специальной по отношению к общей норме части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, подлежит применению при совершении предусмотренных в ней нарушений.
3. По какой статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях надлежит квалифицировать реализацию лекарственных препаратов без лицензии на осуществление фармацевтической деятельности?
Анализ судебной практики
В судебной практике сложились два подхода к решению указанной проблемы.
Сторонники первого подхода квалифицируют данное нарушение по части 1 статьи 14.1 КоАП РФ (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2015 по делу № А53-26563/2014, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28.12.2015 № Ф09‑11103/15 по делу № А34-4722/2015[2]).
Второй подход заключается в том, что реализация лекарственных препаратов (средств) без специального разрешения (лицензии) на осуществление фармацевтической деятельности охватывается частью 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.01.2016 № Ф08-9725/2015 по делу № А63‑7530/2015, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2016 по делу № А53-32901/2015, постановление Арбитражного суда Уральского округа от 25.08.2015 № Ф09-6558/15 по делу № А47-1320/2015).
Обоснование данного подхода строится на анализе пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»: в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями рассматриваемого Кодекса, действия лица подлежат квалификации по специальной норме.
Выработанный правовой подход
Реализация лекарственных препаратов без лицензии на осуществление фармацевтической деятельности образует административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ.
Правовое обоснование
Объективная сторона правонарушения по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), а по части 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ выражается в нарушении установленных правил и порядка розничной торговли лекарственными препаратами. Субъектами правонарушений по данной статье рассматриваемого Кодекса не обязательно должны являться спецсубъекты, то есть субъекты, имеющие разрешение (лицензию) и отвечающие требованиям, предъявляемым законом к определенному виду деятельности.
Правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 14.1 и статьи 14.4.2 КоАП РФ, находятся в одной главе «Правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций», однако объекты правонарушений по ним различны: в первом случае – это общественные отношения в области лицензирования, а во втором – это общественные отношения в области обращения лекарственных средств.
В силу пункта 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»: в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями рассматриваемого Кодекса, действия лица подлежат квалификации по специальной норме.
Реализация лекарственных препаратов (средств) без специального разрешения (лицензии) на осуществление фармацевтической деятельности охватывается частью 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами.
Статья 14.4.2 КоАП РФ является специальной по отношению к общей норме части 2 статьи 14.1 КоАП РФ, подлежит применению при совершении предусмотренных в ней нарушений.
 
4. По какой статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях надлежит квалифицировать нарушение правил хранения лекарственных средств?
Анализ судебной практики
В практике правоприменения сложились различные подходы к решению указанной проблемы.
Сторонники первого подхода признают нарушения требований статьи 58 Закона об обращении лекарственных средств в части хранения лекарственных средств, а также Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 № 706н (далее – Правила хранения лекарственных средств): необорудование холодильников в процедурных кабинетах и процедурных кабинетов поверенными в установленном порядке органами метрологического контроля приборами (термометрами, гигрометрами психрометрическими) для регистрации параметров температуры и влажности; хранение лекарственных средств с истекшим сроком годности; хранение лекарственных препаратов в нарушение требований производителей лекарственных препаратов; размещение лекарственных средств без учета фармакологических групп; отсутствие идентификации стеллажей, шкафов, полок, предназначенных для хранения лекарственных средств; отсутствие в помещениях для хранения лекарственных средств кондиционеров и иного оборудования, позволяющего обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на упаковке требованиями производителей лекарственных средств; отсутствие приказа о порядке учета лекарственных средств с ограниченным сроком годности не только как несоблюдение законодательства при хранении лекарственных средств, но требований Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании), и квалифицируют по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ (постановления Верховного Суда Российской Федерации от 03.02.2016 № 305-АД15-18634, от 28.09.2015 № 303‑АД15-11223 по делу № А59‑5365/2014, от 27.05.2015 № 308‑АД15‑4790 по делу № А63‑10799/2014, от 19.01.2015 № 306‑АД14‑4327 по делу № А06‑3406/2014, от 08.12.2014 № 307-АД14-700 по делу № А21-10986/2013, от 08.09.2014 № 31-АД14-6, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.02.2014 по делу № А63-5875/2013, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015 по делу № А32-19157/2015, от 10.02.2015 по делу № А32‑38190/2014, постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.12.2014 по делу № А33-10574/2014, от 24.12.2014 по делу № А33‑11912/2014, от 11.08.2014 по делу № А19-17095/2013, постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.03.2015 № Ф04‑15873/2015 по делу № А02-1562/2014, постановления Арбитражного суда Центрального округа от 05.12.2014 по делу № А48-1551/2014, от 25.02.2014 по делу № А36-3169/2013, постановление Самарского областного суда от 29.08.2013 № 4а-528/2013, постановление Волгоградского областного суда от 31.10.2014 по делу № 7а-900/2014, постановление Новосибирского областного суда от 06.11.2015 по делу № 4а-1110/2015).
Обоснование данного подхода строится на анализе соотношения сферы правового регулирования законодательства о лицензировании и законодательства о техническом регулировании, а также системы норм Особенной части КоАП РФ, устанавливающих ответственность за нарушение законодательства о лицензировании и техническом регулировании. Нормы статей 14.1 и 14.43 КоАП РФ соотносятся как общая и специальная нормы. При этом норма статьи 14.1 КоАП РФ является общей по отношению к специальной норме, содержащейся в статье 14.43 КоАП РФ.
Существуют и другие позиции.
1. Нарушение Правил хранения лекарственных средств, подпункта «а» пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности (о требованиях к помещениям и оборудованию) квалифицируется как фармацевтическая деятельность с грубыми нарушениями лицензионных требований и образует состав правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.02.2015 по делу № А54-3370/2014, оставленное без изменения постановлениемпостановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.07.2015 по делу № А53-2841/2015). Верховного Суда Российской Федерации от 18.08.2015 № 310-АД15-7029,
2. Хранение термолабильных лекарственных препаратов при комнатной температуре, а также хранение медицинских препаратов с истекшим сроком годности образует в действиях должностного лица состав правонарушения по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции по заявлению Управления Росздравнадзора по Ярославской области о привлечении юридического лица (работодателя) к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ на правильность принятых мировым судьей и судьей районного суда судебных постановлений не влияет (постановление Ярославского областного суда от 23.08.2013 № 4А-238/2013).
3. Несоответствие установленным требованиям помещений хранения лекарственных препаратов, нарушение Правил хранения лекарственных препаратов (от авт. – данные нарушения предусмотрены подпунктами «а» и «з» пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности) свидетельствуют о нарушении требований правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами, административная ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ. Данная норма является специальной по отношению к общей норме части 4 статьи 14.1 КоАП РФ (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11.09.2015 № Ф09-7248/15 по делу № А76-2770/2015).
Выработанный правовой подход
Нарушение правил хранения лекарственных средств образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ (при отсутствии квалифицирующих признаков, предусмотренных частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ).
Правовое обоснование
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ.
Действия, предусмотренные частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут ответственность по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Объектом указанного административного правонарушения являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Непосредственным объектом противоправного посягательства являются требования государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, соблюдение которых направлено на охрану здоровья, благополучия населения, в том числе на защиту прав потребителей.
Объективная сторона административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации или выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Технический регламент по соблюдению обязательных требований к хранению лекарственных средств отсутствует.
В силу примечания к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в данной статье и статье 14.47 КоАП РФ понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Закона о техническом регулировании.
Пунктом 1 статьи 46 Закона о техническом регулировании установлено, что со дня вступления в силу закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 58 Закона об обращении лекарственных средств хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств. Правила хранения лекарственных средств утверждаются соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 40 Правил хранения лекарственных средств хранение лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется в соответствии с требованиями государственной фармакопеи и нормативной документации, а также с учетом свойств веществ, входящих в их состав.
Пунктом 42 Правил хранения лекарственных средств установлено, что организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять хранение лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями к их хранению, указанными на вторичной (потребительской) упаковке указанного лекарственного препарата.
При квалификации правонарушения следует исходить из того, что является непосредственным объектом посягательства. Объектом правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ являются общественные отношения в области лицензирования.
Тот факт, что субъект предпринимательской деятельности, нарушая обязательные требования к хранению лекарственных средств, одновременно нарушает лицензионные условия, не влечет переквалификацию его действий по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В данном случае в первую очередь нарушаются права граждан на приобретение фармацевтической продукции, отвечающей требованиям, установленным к ее качеству, обеспечиваемые, в частности надлежащим хранением такой продукции.
Анализ соотношения сферы правового регулирования законодательства о лицензировании и законодательства о техническом регулировании, а также системы норм Особенной части КоАП РФ, устанавливающих ответственность за нарушение законодательства о лицензировании и техническом регулировании, позволяет прийти к выводу о том, что нормы статей 14.1 и 14.43 КоАП РФ соотносятся как общая и специальная нормы.
Статья 14.43 содержит квалифицирующий признак – осуществление деятельности с нарушением требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо связанным с требованиями к продукции процессам. По этому признаку различаются диспозиции части 4 статьи 14.1 и частей 1 и 2 статьи 14.43 Кодекса, поэтому норма статьи 14.1 КоАП РФ является общей по отношению к специальной норме, содержащейся в статье 14.43 КоАП РФ.
 
5. Несет ли подрядчик (исполнитель) по договору выполнения работ с правообладателем земельного участка ответственность по статье 7.1 КоАП РФ в случае нарушения границ соседнего земельного участка в результате выполнения работ.
Анализ судебной практики и действующего законодательства
Статья 7.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
В практике правоприменения сложились различные подходы к решению рассматриваемого вопроса.
Первый подход заключается в том, что исполнитель по договору подряда освобождается от ответственности, в случае если не доказана его вина в совершении правонарушения (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.02.2005 № Ф09-231/05-АК по делу № А71-536/04, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 по делу № А53-14317/2013).
Второй подход заключается в том, что подрядчик не является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ. В этом случае он действует в соответствии с указаниями заказчика в рамках заключенного договора (постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 по делу № А32‑20566/2012[3]).
Выработанный правовой подход
Подрядчик по договору выполнения работ может быть привлечен к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ.
Правовое обоснование
Как указано в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица, то есть субъект является общим, а не специальным. Самовольное занятие лицом земельного участка в связи с выполнением подрядных работ в интересах другого лица не исключает подрядчика из числа субъектов рассматриваемого правонарушения.
Подрядчик не лишен собственной воли и не освобождается от обязанности действовать в правовых рамках при исполнении договора с заказчиком и выполнении его указаний.
Другими словами, и на подрядчика распространяется обязанность соблюдать права собственника (правообладателя) смежного земельного участка и не нарушать их, в частности, при выполнении указаний заказчика.
Подрядчик, приступивший к выполнению работ без получения исчерпывающих указаний заказчика или выяснения всей необходимой информации о границах в условиях явной неопределенности прав заказчика на конкретный земельный участок, самостоятельный субъект нарушения прав на смежный земельный участок и субъект ответственности по статье 7.1 КоАП РФ, поскольку его действия не только не производны от действий заказчика, но и могут очевидно противоречить им (заказчик несет ответственность перед правообладателем смежного участка за действия лиц, которых он привлекает в рамках гражданско-правовых обязательств).
Аналогичным образом может быть привлечен к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ подрядчик (исполнитель), нарушивший границы смежного земельного участка не в ходе выполнения указаний заказчика или явно осознававший противоправный характер выполняемых им указаний заказчика.
Судья                                                                                     Т.Н. Прокофьева
 
Председатель
первого судебного состава                                                   Т.Н. Дорогина
 
Начальник отдела анализа
судебной практики и
учета законодательства                                                          С.Р. Мицкевич


[1]Консультации эксперта, Минфин России, 04.03.2010. Система КонстультантПлюс: Вопросы-ответы (Финансист).
[2]В данном документе содержится ссылка на постановление Верховного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 № 305-АД15-3701 по делу № А40-81459/2014, однако в нем поддержан вывод суда апелляционной инстанции о хранении лекарственных средств без лицензии, т. е. об ином виде фармацевтической деятельности, а не о реализации лекарственных средств без лицензии.
[3]Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2013 № ВАС-10410/13 отказано в передаче дела для пересмотра в порядке надзора.