Очерк истории торговых (коммерческих) судов России

Современные арбитражные суды и судопроизводство в этих судах уходят своими корнями в глубокое прошлое.

Исторически имущественные отношения и споры по поводу этих отношений появились одновременно.

На заре человечества любые споры, в том числе и в отношении вещей (имущества), разрешались с позиции силы путем личной расправы. Позднее, с ростом самосознания спорящие стороны стали обращаться за разрешением споров к третьему лицу, как правило, старейшине, наделенному мудростью и чувством справедливости. Таких сведущих людей, например, у древних римлян называли арбитрами.

С возникновением государства – именно к нему перешли основные функции по осуществлению правосудия.

Так, в Древнем Риме появились особые торговые суды. В договорах между римлянами и латинами устанавливались правила, согласно которым тяжбы в ярмарочных спорах подлежали разрешению судьей единолично при нечетном числе присяжных. Впервые торговые суды в наиболее явном и распространенном виде возникли в Италии как узко-специальные морские торговые суды. Жизнь итальянских купцов была немыслима без корпораций. Из своей среды они избирали судей-консулов. Отсюда эти суды получили название Консульских.

В дальнейшем торговые суды возникали в ряде французских городов, где проводились ярмарки (Авиньон, Арль, Безансон, города Шампани). Судьи назначались Советом Короля. Все суды были временными, поскольку действовали только в период проведения ярмарки. Решения этих судов обжалованию не подлежали.

С развитием торговли специализированные торговые суды по мере необходимости возникают в Австрии, Англии, Германии, Голландии, Испании, Италии, России, США, Швеции и других стран.

Первый постоянный коммерческий суд был образован в ноябре 1563 года в Париже.

В России об особых судах для торгового сословия впервые упоминается в Уставной грамоте Новгородской церкви Святого Иоанна Предтечи на Опоках 1135 года, данной Новгородским князем Всеволодом Мстиславовичем. В XII веке в Великом Новгороде наряду с княжеским судом имел место суд торговый, который делился на два отделения. Первое для рассмотрения споров между русскими купцами и второе – «смесный» суд для разрешения споров между новгородскими купцами и немецкими «ольдерманами». Торговый суд учреждался в составе тысяцкого и пяти выборных старост. Однако торговый суд в упомянутом документе понимается не как законодательное нововведение, а как указание на применение к Ивановскому купечеству общеизвестного установления.

Примечательно то, что и у нас, и в государствах Европы идея специальных судов для рассмотрения коммерческих споров зародилась именно там, где торговля оказывалась значительно развитой, где устанавливались тесные и постоянные связи с иностранными купцами.

В торговом судопроизводстве Древней Руси применялось только судоговорение. В сельской местности преобладало третейское разбирательство при содействии старцев и посредников. Другим способом рассмотрения споров служили сельские сходы, на которых судили по обычаям.

Дальнейшее развитие хозяйственной юрисдикции, на территории объединенного Московского государства происходило в рамках системы административных органов. Такими специальными судами для купечества были, вначале, особый приказ для суда и расправы купецким людям 1667 года, и далее, городские магистраты, таможенные и словесные суды. Несмотря на то, что купеческие суды входили в систему административных органов их члены не были «профессиональными» судьями в современном понимании этого слова, избирались населением из числа торговых людей, например, города и становились на государеву службу лишь по факту своего избрания.

Вторая после царя Алексея Михайловича Романова попытка создать постоянный, специальный суд для купечества принадлежит Петру Великому (1721 год), создавшему Главный магистрат, который судил торговые дела. В период царствования Императора Петра Первого высшей судебной инстанцией стал Сенат, пришедший на смену Государевой Боярской Думе и Расправной Золотой Палате.

Специализированные торговые суды были созданы при ратушах и таможнях. И именно с этих пор суды, в ведении которых находились торговые дела, стали именоваться Судами Таможенными.

Введя сословную организацию купечества по европейскому образцу, Петр Великий не допускал применения в торговых судах обычаев, признавая их чуждыми историческому прошлому России. Император предписывал торговым судам руководствоваться Уставами и Указами, то есть нормами права.

В это же время мы находим первое упоминание об упрощенной процедуре рассмотрения коммерческих споров и прямую отсылку к частным третейским судьям.

Согласно Уставу о суде таможенном 1727 года производство в суде проходило словесно, то есть устно. В таком порядке рассматривались бесспорные иски. Если же требовалось проведение письменного разбирательства, например, в случае оспаривания ответчиком документов, на которых основывал свои притязания истец, или ответчик предъявлял свои документы с иным содержанием, то есть требовалась оценка представляемых документов, то производство в таможенном суде подлежало прекращению, а тяжущихся суд отсылал к третейским судьям. О кандидатурах третейских судей стороны договаривались сами или по их просьбе своей властью третейских судей назначал суд.

Предшественники нынешней системы арбитражных судов – коммерческие суды, учрежденные «по особенному свойству спорных торговых дел» Именным указом Его Императорского Величества Николаем I от 14.05.1832 года «Об учреждении коммерческих судов и Устава их судопроизводства», разрешали «все споры и иски по торговым оборотам, по векселям, договорам и обязательствам, словесным и письменным, свойственным торговле, как между частными лицами всех состояний взаимно, так и по искам государственных кредитных установлений на частные лица, и все дела о торговой несостоятельности, к какому бы званию ни принадлежали лица, впавшие в оную, и хотя бы сии дела были сопряжены с несостоятельностью и в дворянском состоянии того лица».

Устав судопроизводства в коммерческих судах состоял из 16 глав (о подсудности, о призыве и явке в суд, об отводах, об отобрании показаний сторон и приведении дела в ясность, о разбирательстве через посредников, о доказательствах, о решениях и исполнении оных, о жалобах на решения коммерческих судов и об апелляции, о судебных издержках), включавших в себя 470 статей и Временные правила о порядке производства дел о несостоятельности из 28 статей.

Судебная реформа 1864 года в России коммерческих судов организационно не коснулась. Изменения произошли только в их судопроизводстве: споры должны были рассматриваться на основе Устава Гражданского Судопроизводства от 20.11.1864 года, введенного в действие применительно к общим судам и содержащего правила сбора и оценки доказательств.

Эти суды действовали вплоть до 1917 года, затем Декретом о суде № 1 они были упразднены. Декрет о суде № 2 прямо устанавливал, что судебные иски между разными казенными учреждениями не допускаются. Впрочем, в этом не было необходимости, поскольку между предприятиями не существовало экономических отношений, в том числе договорных, а следовательно, не было и споров.

Переход к новой экономической политике, а значит, к рынку, потребовал создание сначала ведомственного, а затем и государственного арбитража. Так, 03.04.1922 года Президиум Высшего Совета Народного хозяйства (ВСНХ) своим постановлением образовал Арбитражную комиссию при ВСНХ и арбитражные комиссии при его местных органах – промбюро и губсовнархозах. Предтечей же органов госарбитража явились Арбитражная комиссия при СТО (Совет Труда и Обороны — чрезвычайный высший орган власти Советской России) и арбитражные комиссии при ЭКОСО (экономическое совещание, орган при СНК союзной республики в 1920-37 для руководства народнохозяйственной деятельностью, подчиненный СТО), образованные полгода спустя – постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссар РСФСР от 21.09.1922.

С самого начала своего существования органы государственного и ведомственного арбитража совмещали выполнение как чисто судебных, так и некоторых контрольно-управленческих функций. Например, контроль за заключением предприятиями плановых договоров.

В дальнейшем развитие организационно-правовых механизмов разрешения экономических споров носило противоречивый, зигзагообразный характер, довольно точно отображающий общее состояние экономики страны. В целом органы арбитража, особенно Государственного, все больше приобретали черты экономического суда. Это выражалось в постепенном расширении их компетенции, установлении особой процедуры разрешения споров, возможности пересмотра решений нижестоящих арбитражей вышестоящими, а не органами управления.

В 1991 - 1992 годах началось кардинальное обновление России, всех сторон жизни и, прежде всего экономики. Начался процесс формирования государственности новой России. Практически одномоментно была разрушена плановая экономика. Формирующаяся рыночная экономика базировалась уже на принципиально иной основе – смешанной, в том числе и частной, собственности. Государственный и ведомственный арбитраж остался не у дел. В этих условиях не могли не появиться государственные суды, специализирующиеся на рассмотрении предпринимательских и иных экономических споров, ибо они - обязательный элемент эффективной экономики, всего гражданского общества.

Выход был найден в том, что государственный арбитраж был ликвидирован, а на его кадровой и материальной базе воссоздана единая система арбитражных судов, правопреемников судов коммерческих.

За прошедшие года значительно расширилась компетенция арбитражных судов. На их разрешение переданы дела о несостоятельности (банкротстве), об обжаловании действий (бездействий) должностных лиц, включая судебных приставов-исполнителей, корпоративные споры, в том числе с участием физических лиц, о признании недействительными нормативных и ненормативных актов в экономической сфере, дела о приведении в исполнение решений третейских судов, иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Изменялась и звенность, инстанционность судебно-арбитражной системы. До 1995 года в арбитражных судах субъектов Федерации, в том числе и в Краснодарском краевом арбитражном суде, действовали две инстанции - первая и кассационная. Последняя разрешала жалобы на не вступившие в законную силу решения первой инстанции. Процессуальное законодательство дела, рассматриваемые арбитражными судами, делило на две большие группы: вытекающие из гражданских правоотношений и возникающие в сфере управления. В силу этого в составе суда функционировали три коллегии: коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских правоотношений, коллегия по рассмотрения споров, возникающих в сфере управления, и кассационная коллегия. Высшей судебной инстанцией был, как и сейчас, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.

Следующим по хронологии и наиболее значимым событием в истории арбитражных судов стало принятие в 1995 году Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Судебно-арбитражная система России превратилась из двухуровневой в трехуровневую (арбитражный суд субъекта Федерации, федеральный арбитражный суд округа и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации), из трехинстанционной (производство в первой, кассационной и надзорной инстанциях) в четырехинстанционную (добавилось производство в апелляционной инстанции).

Таким образом, выстраивается система, которая будет действительно отлаживать единообразие судебной практики, что является непременным качеством надлежащего правосудия. Там, где нет единства судебной практики, там подлинного правосудия нет, потому что там нет правовой определенности. Правовая определенность - это не только качество права, это обязательное качество правосудия.

Стоит обратить внимание и на такой факт. Отечественная история свидетельствует о практически постоянном параллельном существовании двух видов судебных органов, рассматривающих коммерческие (торговые) споры: специальном государственном суде, обособленном от судов общей юрисдикции, и частном третейском суде, а значит и о возможности выбора для участников предпринимательской деятельности приемлемого для них арбитра или, на современном языке, наличие альтернативных способов разрешения экономического спора. То обстоятельство, что в состав специального государственного суда входили в качестве судей не профессионалы юриспруденции, но знатоки торгового дела, также дает основания отнести и его к судам третейским, но все-таки государственным.

30.12.1975 года постановлением Госарбитража при Совмине СССР № 121 утверждено Положение о третейском суде для разрешения хозяйственных споров между объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями, а через год постановлением того же органа от 30.12.1976 года № 136 – Правила рассмотрения хозяйственных споров органами государственного арбитража.

04.07.1991 года принят Закон РСФСР «Об арбитражном суде», а 24.06.1992 года вышло постановление Верховного Совета РФ № 3115-1 «Об утверждении временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров».

Одномоментное принятие в июле 2002 года Федеральных законов: АПК РФ и О третейских судах в Российской Федерации.

Отсюда понятно, почему в традиции нашего государства, в том числе и в советский период, практически одновременное внесение изменений в регулирование того и другого способа разрешения экономических споров.

Если система государственных третейских судов после 1917 года возродилась, хоть и в искаженной форме: арбитражные комиссии, государственный и ведомственный арбитражи, то деятельность частных третейских судов, за исключением Международного коммерческого арбитражного суда, вплоть до конца 80-х годов прошлого столетия оставалась только на бумаге.

Реально оживилась деятельность частных третейских судов в конце 80-х – начале 90-х годов, когда стали функционировать товарные биржи. Именно тогда получили распространение третейские оговорки в договорах, заключенных на этих биржах.

С принятием нового АПК РФ и Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» создана хорошая законодательная база для развития и внедрения в повседневную практику не только третейских судов, но и иных способов разрешения и урегулирования коммерческих споров.

Что касается третейских судов, то плюсами их использования являются:

  • конфиденциальность;
  • быстрое разрешение спора в одной инстанции;
  • государственный арбитражный суд может применять обеспечительные меры в отношении исполнения будущих третейских решений;
  • сокращенные сроки рассмотрения арбитражными судами дел о выдаче исполнительных листов по решениям третейских судов;
  • закрытый перечень оснований для отмены арбитражным судом решения третейского суда, что придает решению третейского суда устойчивость.

Арбитражные суды весьма заинтересованы в том, чтобы в России третейское разбирательство активно использовалось, чтобы работали не только столичные коммерческие арбитражи, в том числе и международные, но и третейские суды при торгово-промышленных палатах во всех субъектах Российской Федерации. В целях реализации этой задачи Высший Арбитражный Суд Российской Федерации 08.04.2003 года заключил с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации соглашение о сотрудничестве.